Помощь в трудной ситуации
Согласно Федерального закона N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации" к детям находящимся в трудной жизненной ситуации относятся:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети-жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением…; проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Факторы социального риска
К факторам социального риска, отрицательно влияющим на выполнение семьей своих функций, относятся:
- социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия;
- медико-социальные факторы: инвалидность или хронические заболевания родителей, других членов семьи. Вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;
- социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними или престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми;
- социально-психологические и психо-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями;
- криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни семьи, семейные скандалы, проявление жестокости и семейного насилия, наличие судимых членов семьи.
Механизм выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей и старшего воспитателя) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
Признаки неблагополучия:
- утомленный, сонный вид
- санитарно-гигиеническая запущенность
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания
- неумеренный аппетит
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии
- привлечение внимания любым способом
- чрезмерная потребность в ласке
- проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
- трудности в обучении.
В чем проявляются признаки физического насилия в семье:
- в боязливости ребенка
- в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков
- в сосании пальца, раскачивании
- в боязни идти домой
- в жестоком обращении с животными
- в стремлении скрыть причину травм.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Понятие «неблагополучная» семья
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
- не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);
- отрицательно влияют на их поведение;
- жестоко обращаются со своими детьми;
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).